Общие вопросы об АСОП
Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» закреплен приоритет развития всех сфер жизни россиян с учетом совершенствования информационных технологий, необходимости улучшать качество жизни россиян всеми доступными способами. На основании этого Указа в Крыму развернута широкомасштабная кампания под названием «Цифровая среда гражданина», в рамках которой первым проектом стало внедрение автоматизации оплаты проезда в общественном транспорте.
Масштабный проект «Цифровая среда гражданина» позволяет совершенствовать и оптимизировать работу государственных баз данных, вводить новые инструменты платежей. Одним из первых шагов на пути его реализации в Крыму стало внедрение АСОП во всех видах общественного транспорта, которая позволяет оплачивать проезд за наличный и безналичный расчёт с помощью контактных и бесконтактных банковских карт, а также осуществлять учет поездок, совершенных гражданами, относящимися к льготным категориям.
Соглашение о запуске этого проекта было заключено в рамках Петербургского международного экономического форума в 2018 году между Советом министров Республи-ки Крым, РНКБ Банком и национальной платежной системой «Мир».
По результатам открытого конкурса на право заключения договора о реализации инвестиционного проекта по созданию, вводу в эксплуатацию и обеспечению функцио-нирования Автоматизированной системы оплаты проезда (далее – АСОП) на маршру-тах регулярных перевозок на территории Республики Крым (протокол заседания комиссии от 01.11.2019) 18.11.2019 между Советом министров Крыма, ГУП «Крымавтотранс» и ООО «Цифровая среда» подписан Инвестиционный договор.
Совет министров Республики Крым является Заказчиком проекта АСОП, от его имени выступает Министерство транспорта Крыма. Заказчик обеспечивает взаимодей-ствие всех сторон договора на всех уровнях, занимается подготовкой нормативно-правовых актов, касающихся внедрения проекта, контролирует исполнение всех эта-пов проекта.
ГУП РК «Крымавтотранс» является Оператором проекта, ответственным за при-соединение к АСОП всех перевозчиков Крыма, а также за информацию, собранную при использовании АСОП, хранение и обработку полученных данных; ведет учет льготных поездок по всему Крыму; координирует работу Единого диспетчерского центра и кон-трольно-ревизионной системы, а также обеспечивает поддержку пассажиров в вопро-сах использования АСОП посредством организации колл-центра.
ООО «Цифровая среда» выступает Инвестором в указанном проекте. Именно за счёт средств Инвестора происходит внедрение АСОП, приобретение оборудования для обеспечения функционирования Единого диспетчерского центра Республики Крым. Также Инвестор оплачивает разработку и внедрение особого программного обеспечения для работы оборудования АСОП, ЕДЦ и других сопутствующих устройств. Реализация проекта осуществляется исключительно за счёт средств Инвестора, к фи-нансированию проекта не привлекаются средства из государственного, республикан-ского, муниципального и другого бюджета.
В крупных городах РФ оплата проезда давно осуществляется по пластиковым картам. В основном это дополнительные карты, требующие пополнения через специальные терминалы или кассы. Реализуемый в Крыму проект уникален в первую очередь тем, что позволяет гражданину оплачивать проезд обычной бесконтактной банковской картой, которая имеется у него в наличии, что не требует заводить отдельную карту для оплаты проезда, а также дает возможность контролировать пополнение баланса и расход средств уже привычным способом.
Отдельно стоит упомянуть, что в перспективе бесконтактные банковские карты будут многофункциональными. К конкретной карте будет привязана определенная информация, которая позволит получать ряд дополнительных услуг помимо простой выдачи наличных и безналичной оплаты.
Автоматизированная система оплаты проезда установлена по состоянию на сентябрь 2021 на всех видах городского и пригородного транспорта: автобусах, троллейбусах и трамваях.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 06.06.2019 № 312 об утверждении Положения об АСОП на маршрутах регулярных перевозок на территории Крыма предусматривается переход общественного транспорта городского и пригородного сообщения на систему безналичной оплаты проезда. По состоянию на сентябрь 2021 года количество оснащенных транспортных средств свыше 1 900 единиц. Необхо-димость установки оборудования АСОП также обусловлена изменениями, внесенными в Постановление Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 № 575.
Вопросы в процессе использования
Для всех транспортных средств предусмотрено 2 вида оборудования: головное устройство – терминал водителя AZUR, а также стационарное устройство – валидатор. Количество оборудования, устанавливаемого на конкретную машину общественного транспорта, зависит от класса самого транспортного средства.
Валидатор устанавливается на поручнях в салоне транспортного средства возле каждой двери, через которую осуществляется посадка. Он представляет собой небольшой экран, вмонтированный в корпус зеленого цвета. Экран является одновременно и средством считывания информации с карт, и дисплеем отображения информации. Валидатор не имеет кнопок, не требует нажатий на экран, пассажиру не нужно искать место для прикладывания – вся площадь экрана позволяет считывать информацию, стоит только поднести к ней бесконтактную карту или иное средство платежа (например, мобильный телефон с функцией MIR Pay).
Для понимания произведена ли операция по оплате, существует два вида уведомления – отображение на экране, а также звуковой сигнал. Валидатор может выдавать всего два звуковых сигнала, которые очень различны между собой на слух. Если операция прошла успешно - слышен приятный тоновый звук оповещения. В случае, если есть проблема – звук оповещения резкий.
Валидатор может передавать информацию о возможности оплаты (и, соответственно, выполнить списание средств с карты) и производить фиксацию права пассажира на льготный проезд (также с помощью карты, но уже многофункциональной, и в таком случае, деньги с карты пассажира, относящегося к льготной категории граждан, не списываются). Процедура одинакова для всех категорий граждан: пассажир прикладывает карту к валидатору и удерживает карту до отображения результата на экране.
АСОП позволяет использовать карты на базе платежных систем МИР, Visa, Mastercard, выданные на территории Российской Федерации, изготовленные по технологии бесконтактных платежей NFC. Также пассажиры имеют возможность оплатить проезд с помощью технологии Mir Pay – доступной на платформе Android функции бесконтактной оплаты с помощью мобильного телефона.
Пассажир имеет возможность оплатить проезд с помощью контактной технологии (чиповой, контактной картой) или оплатить проезд наличными на случай, если ни один из вышеуказанных способов оказался недоступен пассажиру.
Для успешной оплаты проезда необходима действующая бесконтактная банковская карта с достаточной суммой денежных средств на балансе (не менее стоимости одной поездки согласно тарифам). Необходимо проверить заранее остаток денежных средств на банковской карте, которой планируется совершить оплату.
Порядок оплаты:
- убедитесь, что валидатор готов к приему оплаты (отображается надпись с указанием стоимости проезда и подписью «Приложите карту»);
- приложите и удерживайте карту один раз к нижней части экрана до отображения результата на экране (галочка зеленого цвета информирует об успешной оплате).
В случае отказа в приеме оплаты картой на экране терминале отобразится информация о причине отказа. Если Вам не удалось оплатить проезд бесконтактной банковской картой, оплатите проезд другим способом.
Валидаторы устанавливаются в транспортные средства маршрутов, на которых стоимость проезда фиксированная. Когда стоимость проезда по маршруту зависит от начальной и конечной точки следования, эти точки необходимо обозначить, а сделать это можно пока только на терминале водителя.
Пассажир, проезжая в таком транспортном средстве имеет возможность оплатить проезд банковской картой у водителя, который отметит начальную и конечную точку поездки. После выбора точек посадки и высадки к терминалу водителя прикладывается Ваша карта, а за проезд списывается указанная на экране сумма.
При успешной оплате проезда (или фиксации льготного проезда) на экране валидатора отображается информация об осуществленной операции, слышен тоновый приятный звуковой сигнал, а также отображается QR-код. Считав последний с помощью мобильного телефона можно получить электронный кассовый чек.
При безналичной оплате проезда (карта банка, мобильный телефон или иное), все операции пассажиры могут быть отслежены в Личном кабинете пассажира или с помощью инструментов банка-эмитента вашей карты. Для получения уведомлений об оплате и выбора наиболее подходящего оповещения рекомендуется обратиться в любое отделение Вашего банка.
Стационарный валидатор в салоне такой функцией не оснащен (билет не выдается). Получить бумажный билет можно только при оплате проезда с помощью терминала AZUR у водителя.
При проверке контрольно-ревизионной службой оплат проезда задействовано специальное устройство, которое при входе в салон считывает информацию о всех проведенных оплатах. Приложив карту к этому устройству, на экране будет выведена информация о совершении оплаты или ее отсутствии.
Для водителя предусмотрена установка отдельного терминала AZUR, который является головным устройством в салоне конкретного транспортного средства, и осуществляет сбор информации с валидаторов в салоне (контроль оплат), дополнительные виды оплаты (наличные, контактные карты) и другие функции. Также терминал выдает билет при оплате наличными (что невозможно через валидатор), ведет учет выручки за поездку и за смену, а также осуществляет учет количества льготных поездок.
То же, что и с любой другой банковской картой – заблокировать, позвонив на горячую линию вашего банка, или самостоятельно держателем карты в банковском приложении. Сделать это можно сразу, как только заметили отсутствие карты, заявка рассматривается мгновенно. В последствии, в любом удобном отделении банка клиенту выдадут новую, либо (если карта все же нашлась в кармане или сумке) разблокируют старую.
Кроме того, с осени 2020 года по банковским картам РНКБ Банк (ПАО), предназначенным для учёта льготных поездок в общественном транспорте, отключена опция бесконтактной оплаты покупок на сумму менее 1 000 рублей без ввода ПИН-кода. Обязательный ввод ПИН-кода при оплате покупок льготной картой необходим для предотвращения мошеннических операций и сохранения Вашей финансовой безопасности.
При этом, возможность установить удобный для Вас лимит сохраняется. Выбрать удобный лимит можно в отделении банка, Мобильном приложении банка или с помощью Интернет-банка.
Карта является собственностью Банка и предоставляется в пользование держателю на условиях, определенных Правилами предоставления и использования банковских расчётных карт, являющимися Приложением к Правилам комплексного обслуживания. В соответствии с данными Правилами, держатель карты не вправе передавать свою карту и/или ПИН-код в пользование другим лицам.
Если у гражданина карта старого образца, которая не оснащена бесконтактной системой, то рекомендуется обратиться в удобное время в любое отделение банка и заменить свою контактную карту на бесконтактную. Также любой пассажир может оплатить проезд контактной картой через терминал, находящийся у водителя. Такая возможность остается, но при этом отвлекает водителя и по факту не отличается от оплаты наличными. Бесконтактной картой очень удобно воспользоваться без посторонней помощи внутри салона, не подходя к водителю.
Если у человека вообще нет банковской карты, то для удобства использования АСОП, а для отдельных категорий граждан – для реализации своего права на льготный проезд, необходимо будет завести бесконтактную карту в любом российском банке.
Главное условие для успешной оплаты проезда – наличие средств на банковской карте пассажира. Бесконтактная банковская карта пополняется всеми доступными и привычными Вам способами. Если Ваша банковская карта не принимается для оплаты проезда, даже если вы пользовались ей ранее, это может быть по следующим причинам:
• Карта находится в стоп-листе. Решение - необходимо внести средства на карту для погашения задолженности.
• Ошибка чтения карты/карта повреждена. Решение - обратиться в банк для перевыпуска карты.
Также валидатор не может считать или обработать информацию с карты по следующим причинам:
• карту слишком быстро забрали или отвели от платежного терминала;
• имеются механические повреждения карты;
• приложено несколько карт одновременно;
• истек срок действия карты.
Необходимо попробовать еще раз провести оплату, или же оплатить проезд у водителя другой картой или наличными. После обнаружения подобной ошибки необходимо обратиться в отделение банка и выяснить причину ошибки.
Возможны ситуации, когда к валидатору прикладывается банковская карта с недостаточным количеством средств на балансе для оплаты проезда и/или багажа. При обработке такой операции система автоматически вносит карту в «стоп-лист». До момента оплаты возникшей задолженности держатель карты не сможет оплатить проезд данной картой при следующих поездках.
Для погашения оплаты задолженности необходимо пополнить счёт карты. Задолженность спишется с карты в течение суток, после чего карта автоматически будет исключена из «стоп-листа».
Есть также иные случаи, когда карта может попасть в «стоп-лист»: повреждение карты; блокировка карты (по утере, неправильному вводу PIN-кода; сумма оплаты проезда превысила расходный лимит по карте и др).
Существует несколько причин попадания карты в стоп-лист (см.выше), самая распространенная - из-за недостаточного количества средств. В таком случае необходимо пополнить карту для списания задолженности по поездке, и к следующему дню карта будет исключена из стоп-листа автоматически.
Во всех остальных случаях необходимо обратиться в службу поддержки клиентов банка по номеру 8 (800) 600-30-82, где оператор поможет разобраться в причинах попадания карты в стоп-лист и предложит варианты решения проблемы.
Стандартный механизм исключения карты из «стоп-листа» работает следующим образом:
• если на балансе Вашей карты недостаточно денежных средств для оплаты поездки, то при попытке бесконтактной оплаты проезда через валидатор карта автоматически попадёт в «стоп-лист». Для исключения карты из «стоп-листа» на неё необходимо внести денежные средства, чтобы произошло автоматическое погашение задолженности. Вы внесли средства на карту. Их списание должно произойти автоматически при смене даты, после чего карта должна быть исключена из «стоп-листа» в автоматическом режиме.
Иные случаи:
• Данный тип транзакции не предусмотрен для предъявленной карты. Возникает при использовании карты, организация-эмитент которой не позволяет использовать платежи без подтверждения (аналогично «Тинькофф банк», «Яндекс.Карта»). Требуется выбрать другую карту для использования в общественном транспорте Республики Крым.
• Истёк срок действия карты: требуется заменить карту в удобном отделении банка, старая карта подлежит изъятию или уничтожению.
• Карта утеряна, украдена и впоследствии заблокирована: требуется заменить карту в удобном отделении банка, старая карта блокируется к использованию сторонними лицами.
• Карта повреждена: требуется заменить карту в удобном отделении банка, старая карта подлежит изъятию или уничтожению.
• Превышен лимит ввода PIN-кода на карте: ранее пассажиром предпринимались попытки введения неправильного PIN-кода, карта заблокирована. Требуется сменить PIN-код в ближайшем терминале самообслуживания банка или банкомате, а также обратиться в банк-эмитент карты для вывода карты из стоп-листа.
• Ошибка шифрования: внутренняя ошибка сети, неправильная передача информации из банка-эмитента. Требуется обратиться в банк-эмитент карты для вывода карты из стоп-листа.
• Используется неподходящий тип карты: кредитная, дебетовая с блокировкой операций без подтверждения и так далее. Требуется выбрать другую карту для использования в общественном транспорте Республики Крым.
• Общая неисправность системы (АСОП): возникает по внутренним причинам и очень редко. В таком случае пассажиру нужно обратиться в банк-эмитент карты для вывода карты из стоп-листа.
• Нет связи с сетью, серверами банка; ошибка шифрования: внутренняя ошибка сети, неправильная передача информации из банка-эмитента. Для установления причины и устранения проблемы необходимо обратиться в банк-эмитент карты для вывода карты из стоп-листа.
Уже в апреле 2021 года все транспортные компании Республики Крым, осуществляющие перевозки по маршрутам городского и пригородного сообщения оборудованы АСОП на 100 %. При этом согласно схеме установки оборудования АСОП, на маршрутах с зональной тарификацией проезда (большинство пригородных маршрутов) не предусмотрена установка валидаторов на поручни транспортных средств, поскольку на сегодняшний день валидаторы не дают возможности обозначить начальный и конечный пункт следования пассажиров. Для зональных маршрутов предусмотрена возможность оплатить/зафиксировать проезд на терминале водителя, обладающих таким функционалом.
Карта может не распознаваться оборудование АСОП по следующим причинам:
• Вы убираете карту слишком быстро: подержите карту в течение 2-3 секунд у валидатора, пока не появится надпись «Проезд оплачен» на экране валидатора или терминала. Также, можно подойти к водителю и попросить его провести оплату / регистрацию проезда именно на терминале. Там также должна появиться надпись «Проезд оплачен»;
• Карта размагнитилась: проверить это можно у водителя, попросив его провести оплату / регистрацию проезда через разъём для оплаты контактной картой на терминале. Если карта в момент вставки в разъём считалась – следует обратиться в банк за выпуском новой карты, и в дальнейшем следовать рекомендациям по ее хранению.
• Оборудование АСОП не включено или не готово к обработке вашего платежа. В рабочем режиме на валидаторе горит сверху синий индикатор, а на экране видна надпись на русском языке «Оплата проезда N рублей. Приложите карту» и видны изображения.
- Если вы видите надписи на латинице – подойдите для оплаты к водителю (валидатор временно не работает).
- Если вы видите на экране QR-код – перед вами была проведена успешная оплата, нужно дождаться готовности валидатора к приему оплаты (в среднем – 2-3 секунды).
- Если вы видите сообщение «Проезд вне города оплачивается у водителя» - оплата производится только у водителя.
Если ни один из указанных вариантов не подходит – обратитесь в службу поддержки пассажиров по единому бесплатному номеру 8 (800) 600-80-32 за уточнением проблемы и поиском персонального решения.
Туристы имеют возможность произвести оплату проезда с помощью мобильного терминала, расположенного у водителя, за наличный и безналичный расчёт с помощью любой контактной и бесконтактной банковской карты, выданной российскими банками. Валидаторы, расположенные на поручнях, рассчитаны на оплату проезда только с использованием бесконтактных технологий оплат банковскими картами, выданными российскими банками.
В настоящий момент междугородние перевозки осуществляются согласно стандартному способу продажи билетов - в кассах автовокзалов и автостанций.
С 01.01.2021 в Республике Крым введен дифференцированный тариф: на всех маршрутах городского сообщения стоимость проезда за наличный расчет составит от 20 до 22 рублей (в зависимости от муниципального образования), а при безналичном расчете – останется на уровне 2020 года, то есть от 15 до 17 рублей. Пассажиры сразу оценили удобство и выгоду использования банковской карты в транспорте – уже к маю 2021 года доля оплат картой увеличилась на 15 %.
Что касается пополнения карты - поскольку оплата проезда осуществляется обычной банковской бесконтактной картой, пополнить её можно в отделении банка, через банковский терминал и другими привычными для Вас способами.
Для максимального удобства пассажиров проект включает разработку Интернет-портала, включающий Личный кабинет пассажира, где можно отследить статистику поездок конкретного пассажира, информацию об определенной поездке и другие данные.
В независимости от того, чем конкретно пассажир пользуется для оплаты проезда (карта банка, мобильный телефон или иное), все операции пассажиры могут отслеживать привычным клиенту способом. За разъяснением вопроса получения уведомлений об оплате и выбора наиболее подходящего оповещения рекомендуется обратиться в любое отделение Вашего банка.
Информацию также можно проверить в системе «Интернет-банк» или в Личном кабинете пассажира, доступном с сайта Оператора АСОП.
Если Вам пришло уведомление о списании средств за проезд в транспорте Крыма, то следует убедиться:
1. Что ваша карта находится у Вас. Если карты у вас не оказалось, рекомендуем заблокировать карту, позвонив на круглосуточную поддержку Вашего банка или воспользоваться сервисами мобильных приложений или Интернет-банка.
2. Что уведомления за оплаты предыдущих поездок пришли вовремя. Возможно уведомление о ранее совершенной поездке пришло с опозданием.
В ином случае необходимо обратиться в банк за разъяснением причины появления уведомления и принятия соответствующих мер.
Пассажир может обратиться с любым вопросом в службу поддержки пассажиров по единому бесплатному номеру 8 (800) 600-30-82. Будьте готовы назвать примерные данные о поездке (желательно): дату поездки, маршрут, номер транспортного средства.
Вопрос относится в компетенции банка-эмитента карты, необходимо обратиться с доказательствами списания именно в банк.
Такой вопрос сейчас скорее исключение, но может возникать ситуация, когда пассажир несколько раз прикладывает карту. Пассажир закрывает картой весь экран валидатора и не может увидеть сообщение об успешной оплате или отказе. Рекомендуется прикладывать карту к нижней части экрана валидатора, чтобы убедиться в успешности операции.
Для пассажиров предусмотрен Личный кабинет Пассажира. Доступ к нему можно получить, зарегистрировавшись с помощью интернет-банкинга или в терминалах/банкоматах или отделениях Банков-участников АСОП. Зайти в Личный кабинет можно на Транспортном портале Республики Крым на просторах сети Интернет или с помощью мобильного приложения. В Личном кабинете доступны данные о Ваших поездках, отслеживание транспорта в реальном времени, обратная связь по вопросам АСОП и ответы на частые вопросы.
Льготные категории
Многофункциональная карта жителя Республики Крым (МФК) – банковская платежная бесконтактная карта национальной платежной системы «МИР», эмитированная Банками-участниками АСОП, прошедшая соответствующую идентификацию для регистрации проезда в общественном транспорте гражданами, отнесенными к льготным категориям.
Для начала использования МФК при регистрации проезда в транспорте гражданину льготной категории нужно обратиться в орган социальной защиты, где он получил удостоверение на право пользования мерами социальной поддержки, и подать заявление установленного образца. Тогда данные о льготе смогут быть зарегистрированы в АСОП для обеспечения возможности банку-участнику назначить карту льготной.
Оплата проезда не сложнее, чем пользование картой привычным способом. Теперь не нужно идти через весь салон, чтобы предъявить удостоверение водителю. Кроме того, снижается количество конфликтных ситуаций между водителем и пассажиром насчёт оплаты проезда: карта содержит все данные, а считывает их АСОП.
В настоящее время, к примеру, в банке РНКБ обслуживается каждый второй пенсионер Республики Крым и Севастополя - более 419 тысяч человек. Ежедневно по состоянию на сентябрь 2021 более 170 тысяч пассажиров льготной категории используют карты для подтверждения льготного проезда. Люди пенсионного и предпенсионного возраста активно пользуются картами банка при покупках в магазинах, при оплате различных услуг, заведениях общественного питания, парикмахерских и так далее.
Льготный проезд данным категориям граждан сегодня предоставлен на основании бесконтактной банковской карты платежной системы «Мир», и удостоверения о праве на меры социальной поддержки. Карта нужна для регистрации проезда на оборудовании АСОП, удостоверение – для подтверждения, что именно этот пассажир имеет право на предоставление мер социальной поддержки. Действует это положение с 01.01.2021, согласно изменениям, внесенным в Постановление Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 № 575 «О Порядке предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки на льготный проезд».
Согласно изменениям, внесенным в Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки на льготный проезд от 30.01.2020, льготный проезд предоставляется на основании заявления. Главным образом заявление подается для того, чтобы обеспечить возможность закрепления льготы за банковской картой, и обеспечения льготного проезда. Для этого необходимо, чтобы льготник изъявил желание пользоваться правом льготного проезда и дал согласие на передачу данных о положенных ему льготах.
Чтобы реализовать свое право на льготный проезд гражданин должен обратиться с заявлением в соответствующий орган, где он ранее получил, либо может впервые получить, меры социальной поддержки. При этом, если гражданин уже имеет удостоверение на право получения мер социальной поддержки, дополнительных документов предоставлять не нужно – вся необходимая информация уже имеется на месте. Подробнее можно уточнить в соответствующих органах.
1. Подать заявление в органы социальной защиты, в которых была получена льгота. Сделать этом можно непосредственно в указанных органах, через МФЦ, на сайте Госуслуги.ру, почтой.
2. Выбрать главную карту из перечня имеющихся на руках карт (если карт несколько).
3. Дождаться СМС-уведомления, что льготный проезд доступен с помощью МФК (или же самостоятельно определить бесконтактную карту как льготную, обозначив её в банкомате или терминале банка, в отделении банка или с помощью интернет-банка).
4. Начать пользоваться картой в общественном транспорте.
Назначить свою активную карту платежной системы МИР основной для АСОП может любой клиент банка-участника АСОП (по состоянию на сентябрь 2021 – РНКБ Банк (ПАО) и АО Генбанк) в банкоматах и терминалах, в офисах Банка, в Мобильном приложении. Также назначить карту главной можно в Личном кабинете Пассажира, в котором можно отслеживать историю поездок, оплат, добавлять другие карты.
Если гражданин ранее не имел прав на меры социальной поддержки, и такая необходимость появилась сейчас, то гражданину необходимо собрать документы согласно требованиям соответствующего органа социальной защиты. Вместе с документами гражданин подает и заявление, что автоматически позволяет ему оформить МФК без отдельных мероприятий.
То же, что и с любой другой банковской картой – заблокировать, позвонив на горячую линию банка или самостоятельно держателем карты в банковском приложении. Сделать это можно сразу, как только заметили отсутствие карты, заявка рассматривается мгновенно. В последствии, в любом удобном отделении банка клиенту выдадут новую карту, которую можно назначить льготной, либо (если карта все же нашлась в кармане или сумке) разблокируют старую.
Кроме того, с 01.01.2021 по банковским картам РНКБ Банк (ПАО), предназначенным для учёта льготных поездок в общественном транспорте, отключена опция бесконтактной оплаты покупок на сумму менее 1 000 рублей без ввода ПИН-кода. Обязательный ввод ПИН-кода при оплате покупок льготной картой необходим для предотвращения мошеннических операций и сохранения Вашей финансовой безопасности.
Если гражданин льготной категории уже имеет бесконтактную платежную карту системы «Мир», и использует ее по назначению, то льготный проезд может быть привязан к имеющейся карте, для этого не нужно получать дополнительную карту.
В настоящий момент банками, обеспечивающими предоставление услуг в части подготовки и обслуживания многофункциональных карт является РНКБ Банк (ПАО) и АО Генбанк. Это позволяет сократить количество пластиковых карт, заведенных на одного гражданина, а также упростит процесс использования МФК пассажиром.
В настоящий момент банками, обеспечивающими предоставление услуг в части подготовки и обслуживания многофункциональных карт является РНКБ Банк (ПАО) и АО Генбанк. Только банки-участники АСОП имеют техническую возможность обеспечить выпуск, распространение и обслуживание МФК для граждан, отнесенных к льготным категориям в соответствии с требованиями Инвестиционного договора, а значит, готовы полностью со своей стороны обеспечить необходимый технический процесс работы МФК и передачи информации о проезде.
Обязательно. С 01.01.2021 правом на предоставление мер социальной поддержки могут пользоваться только граждане, подавшие заявление. Прием заявлений ведется и в настоящий момент.
На сегодняшний день не существует ограничений по регистрации МФК льготного проезда. При этом за каждую поездку льготника из бюджета Республики Крым будет произведено возмещение стоимости проезда в пользу организации, предоставившей услуги перевозки пассажиров.
В АСОП реализовано ограничение только на регистрацию проезда в одном и том же транспортном средстве за одну поездку в течение 30 минут. Иными словами, один пассажир льготной категории в течение 30 минут может в одном транспортном средстве зафиксировать проезд только один раз (для пассажиров, имеющих право на сопровождающее лицо – дважды). Это помогает исключить использование права на льготный проезд лицами, не имеющими на это прав.
Нужна, но только для реализации своего права на льготный проезд.
Для реализации права на льготный проезд таким гражданам необходимо будет получить бесконтактную банковскую карту платежной системы «Мир». Она необходима для того, чтобы он смог при использовании транспортного средства приложить её к специальному устройству (валидатору). Само по себе удостоверение права на меры социальной поддержки не оснащено электронным чипом, который содержит в себе информацию о доступных конкретному человеку льготах, что не позволит считать с него такую информацию. Для этого нужна именно многофункциональная банковская бесконтактная карта, которая будет способна передать данные о льготе на валидатор, и будет нужна только для использования в общественном транспорте.
В Крыму есть категория граждан, получающих социальные пособия, пенсии и иные выплаты через почтовое отделение связи. Они и далее могут продолжать получать их указанным способом, получение карты для оплаты проезда не обязывает использовать ее в иных сферах.
Для использования в общественном транспорте льготником подходит любая бесконтактная карта платежной системы «Мир», выпущенная банком РНКБ Банк (ПАО) или АО Генбанк. Есть ситуации, когда у гражданина имеется несколько карт, выпущенных в одном или даже в разных банках, потому как многие граждане имеют право открывать любое количество карт в разных банках и пользоваться соответствующими услугами. В таком случае гражданину льготной категории рекомендуется определить одну из них в качестве льготной и заявить о своем желании пользоваться ей как многофункциональной. Только одна из карт может быть льготной и только по ней система будет «опознавать» льготника.
С 01.01.2021 реализовать право на льготный проезд в Республике Крым можно только с помощью МФК.
В Российской Федерации существует национальный проект «Цифровая экономика», который предусматривает переход многих отраслей экономики на электронные средства. В целях исполнения данного проекта в Республике Крым первым этапом вводится автоматизированная система оплаты проезда в общественном транспорте. Это означает, что бесконтактная карта является инструментом в реализации многих прав и возможностей любого гражданина в самом ближайшем будущем.
Если вопрос поставлен категорично и человек не хочет привязывать свою действующую карту, то такой гражданин имеет право открыть другую карту для реализации права на льготный проезд, так как законодательно установленных ограничений по количеству карт и счётов у банка нет. Однако, только одна карта может быть определена как льготная, только к одной карте в дальнейшем могут быть привязаны другие услуги в рамках национального проекта «Цифровая экономика» и проекта республики «Многофункциональная карта жителя Республики Крым».
Дети из числа многодетных семей будут пользоваться, как и другие категории граждан, своим правом льготного проезда на основании удостоверений ребенка из многодетной семьи и так называемой «детской карты» - бесплатной дополнительной карты к счёту родителя или опекуна, которая предназначена для совершения самостоятельных финансовых операций ребенком в возрасте от 6 до 18 лет.
Для оформления дополнительной детской карты понадобится паспорт родителя/опекуна, сведения о СНИЛС ребенка и его свидетельство о рождении (паспорт после 14 лет). Детской картой можно оплатить проезд в транспорте или учесть льготную поездку. Также можно пользоваться картой для расчётов в магазинах, торговых точках и т.д. при этом баланс карты контролирует родитель.
Поскольку данные о льготе записаны именно на определенную карту, очень важно, чтобы гражданин помнил, какую карту он выбрал в качестве льготной и пользовался именно ей в общественном транспорте. Если он случайно воспользовался другой картой, то АСОП не определит её как льготную, а увидит просто банковскую карту обычного гражданина. В таком случае система спишет с нее средства в качестве оплаты проезда. Поэтому при выборе карты нужно проявить особую внимательность, чтобы в полной мере реализовать свое право на льготный проезд.
Если учитывать тот факт, что большинство граждан на сегодня активно пользуются разными видами банковских услуг (интернет-банкингом, онлайн-платежами, бесконтактными картами, ежедневно совершают покупки в магазинах, пользуясь картой и т.д.), то для большинства граждан переход на автоматизированную систему оплаты проезда – не сложнее привычных уже банковских операций. В рамках реализации указанных выше проектов планируется, что сама банковская бесконтактная карта станет многофункциональной, и к ней можно будет привязать большое количество услуг и специальной информации.
Если последовательность по назначению МФК выполнена правильно, то деньги с карты льготника списываться не будут. Также, при прикладывании карты к валидатору или терминалу водителя и считывании информации о льготе, как результат на экране будет появляться соответствующее уведомление о регистрации проезда.
После подачи заявления пассажир льготной категории может самостоятельно назначить карту льготной. Для этого необходимо зайти в Личный кабинет пассажира, где можно проверить отображение доступных Вам льгот, внести данные карты, которую планируете использовать в качестве льготной и назначить ее главной.
Также есть возможность назначить карту льготной, обратившись в любое отделение банка (для держателей карт АО Генбанк) или воспользоваться терминалом / банкоматом (для держателей карты РНКБ Банк (ПАО), нажав кнопки «Цифровая среда гражданина» - «Назначить карту льготной».
В отношении поведения водителей в данной ситуации: если водитель по отношению к пассажиру ведет себя некорректно, или есть сомнения в правильности его действий, любой пассажир вправе обратиться в транспортную компанию или в Службу поддержки пассажиров по единому бесплатному номеру 8 (800) 600-30-82 для разъяснения проблемных вопросов.
В любом терминале или банкомате РНКБ Банк (ПАО) выберите необходимую карту и назначьте её в качестве льготной. Для держателей карт АО Генбанк назначить карту льготной возможно только при личном посещении отделения банка. Обратите внимание, что на данный момент карты других банков, кроме указанных, не могут быть назначены в качестве льготных, поскольку только РНКБ Банк (ПАО) и АО Генбанк являются Участниками АСОП.
Если у пассажира списались средства, необходимо проверить правильность назначения карты льготной:
а) заявление было подано в соответствующие органы социальной защиты;
б) получено СМС-сообщение о назначении карты льготной, либо же карта была назначена льготной вручную;
в) совпадает ли номер указанной карты с номером, указанным в СМС-оповещении;
г) действует ли льгота для данного пассажира на дату ошибочного списания;
д) убедиться, что меры социальной поддержки для данной категории пассажира доступны к реализации на данном типе сообщения и маршрута.
За любыми разъяснениями пассажир может обратиться по единому номеру службы поддержки пассажиров 8 (800) 600-30-82. Этот же порядок действий касается случаев, если карта льготника попала в стоп-лист. Кроме того, в ближайшем обновлении программного обеспечения будет устранено некорректное попадание МФК в стоп-лист и отображение списания средств.
За разъяснением указанного вопроса рекомендуется обратиться в органы социальной защиты Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым и уточнить о правилах предоставления льготного проезда.
Право на меры социальной поддержки в виде льготного проезда предоставляется на территории Республики Крым согласно Постановления Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 № 575 «О порядке предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки на льготный проезд и Порядке возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду» и изменениям к нему.
Карта является собственностью Банка и предоставляется в пользование держателю на условиях, определенных Правилами предоставления и использования банковских расчётных карт РНКБ Банка (ПАО), являющимися Приложением к Правилам комплексного обслуживания. В соответствии с данными Правилами, держатель карты не вправе передавать свою карту и/или ПИН-код в пользование другим лицам. Право на использование МФК должно подтверждаться удостоверением, которое водитель вправе требовать предъявить пассажира, подтвердившего льготный проезд многофункциональной картой.
Возможность ограничения количества оплат проезда по МФК на одном направлении маршрута проработана с Министерством труда и социальной защиты Республики Крым. С января 2021 года количество прикладываний ограничивается только в одном транспортном средстве в течение 30 минут – одно прикладывание (для граждан, имеющих право на сопровождающего – дважды).
Такое поведение водителя является грубым нарушением как должностной инструкции, так и нормативных актов Республики Крым. Вам необходимо сослаться на свое право воспользоваться льготой на проезд согласно Порядку предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки на льготный проезд от 30.01.2020. Кроме того, необходимо сообщить об инциденте в службу поддержки клиентов банка по номеру 8 (800) 600-30-82, где оператор запросит данные маршрута следования и номер автобуса, примет у вас информацию о нарушениях и передаст ее в работу соответствующим ответственным лицам.
Общие вопросы по присоединению
Преимущества для перевозчиков следующие:
- установка оборудования АСОП обязательна для расчёта и предоставления Перевозчику субсидии за перевозку льготных категорий пассажиров;
- повышение оплачиваемости проезда, значит, и выручки;
- разгрузка водителей от работы с деньгами, выручкой, соответственно, меньше ответственности за наличные;
- возможность получения достоверных статистических данных о пассажирах и перевозках;
- установка оборудования АСОП – обязательное требование для участия в конкурсах на организацию перевозок;
- выполнение требований федерального законодательства, в том числе о выдаче чеков, выполнение условий Указа Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Федерального закона №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» и непосредственное участие в развитии цифровых технологий.
Сроки действия проекта – до 18.11.2026 года прописаны в Инвестиционном договоре, а Индивидуальные сроки участия в проекте Перевозчиков регламентируются Договором оказания услуг, который заключается после присоединения.
Перевозчик заключает отдельный договор эквайринга с Банком, и в соответствии с ним денежные средства, полученные от оплаты проезда посредством АСОП, будут зачисляться на счет Перевозчика.
Для водителя предусмотрена установка отдельного терминала AZUR, который является головным устройством в салоне конкретного транспортного средства, и осуществляет сбор информации с валидаторов в салоне (контроль оплат), дополнительные виды оплаты (наличные, контактные карты) и другие функции. Также терминал выдает билет при оплате наличными (что невозможно через валидатор), ведет учет выручки за поездку и за смену, а также осуществляет учет количества льготных поездок.
Оснащение зависит от типа транспортного средства. Для транспортных средств, осуществляющих перевозку по фиксированному тарифу предусмотрена установка одного терминала водителя, а также валидаторов, расположенных на поручнях возле каждой двери, через которую осуществляется посадка. По состоянию на сентябрь 2021 года, для осуществляющих перевозку по зональному тарифу транспортных средств предусмотрена установка только терминала водителя.
АСОП – программно-аппаратный комплекс для обеспечения взаимодействия при оказании услуг по приему оплаты проезда пассажиров и провоз багажа по наличному и безналичному расчёту, учету проданных билетов и поездок, совершенных гражданами, отнесенными к льготным категориям, на общественном транспорте с использованием электронных средств оплаты проезда, применение которого предусматривает установку специальной техники и разработку программного обеспечения к нему. Программное обеспечение выбрано по техническому заданию специально для устанавливаемого оборудования АСОП. Таким образом, самостоятельно приобретённое оборудование без установленного на него программного обеспечения не сможет корректно работать и осуществлять операции по приему платежей и учету поездок льготных категорий граждан.
Кроме того, в рамках проекта АСОП на территории Республики Крым не предусматривается покупки оборудования для его установки в транспортное средство, оборудование выдается перевозчику для пользования.
В Договоре предусмотрена возможность эксплуатации иного оборудования по письменного согласию Инвестора и Оператора. Однако внедрение иного оборудования, не предусмотренного Техническим заданием, требует доработки программного обеспечения, расходы на реализацию которого будут оплачены стороной, изъявившей желание использовать иную технику.
Документы подаются в адрес Оператора, который после процедуры согласования уведомляет Инвестора о присоединении. Далее Перевозчик заключает договор с Банком, после чего начинается работа по установке оборудования, обучению персонала и т.д. Таким образом, согласование осуществляется только с Оператором.
Это возможно только после устранения Перевозчиком недостатков, о наличии которых в письменном виде его уведомит Оператор. После устранения недостатков возможно подать документы заново, и заявка будет рассматриваться как новая.
Доступа к персональным данным у перевозчика не будет, равно как у Оператора или Инвестора. Фактически, данные будут записываться анонимно, по группам – льготные поездки, поездки за полную стоимость и т.д., благодаря чему у перевозчика есть возможность сформировать в Личном кабинете ряд отчетов, который позволит ему получать аналитическую информацию по поездкам.
Терминалы АСОП поддерживают карты на базе платежных систем «МИР», Visa, Mastercard, выданные банками России, изготовленные по технологии бесконтактных платежей. Также имеется возможность оплатить проезд с помощью приложения Mir Pay – мобильного платёжного сервиса, предназначенного для бесконтактной оплаты при помощи смартфона с использованием NFC. Пассажиры также имеют возможность оплатить проезд наличными на случай, если ни один из вышеуказанных способов оказался недоступен.
Конкурс проведён Министерством транспорта Республики Крым, по результатам которого подписан Инвестиционный договор. Перевозчик присоединяется к Инвестиционному договору через договор оказания услуг, который был заключён после выбора на конкурсной основе как Инвестора, так и Оператора. Так, по результатам открытого конкурса на право заключения договора о реализации инвестиционного проекта по созданию, вводу в эксплуатацию и обеспечению функционирования АСОП на маршрутах регулярных перевозок на территории Крыма (протокол заседания комиссии от 01.11.2019) Инвестором определено ООО «Цифровая среда». Протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на оказание услуг в качестве Оператора АСОП (протокол заседания комиссии от 08.11.2019) определен ГУП РК «Крымавтотранс». Документы можно изучить на сайте Оператора http://krimavtotrans.info/npa_asop.html
Вопрос индексации тарифов относится к компетенции Государственного комитета по ценам и тарифам РК, Инвестор не вправе влиять на установление тарифов. Кроме того, перевозчик получает ряд преимуществ и услуг, связанных с АСОП, соответственно, может повысить с его помощью доходы предприятия.
Согласно Инвестиционному договору о реализации проекта АСОП, Инвестор обязан самостоятельно определить Банк(и) в качестве соисполнителей в части обслуживания держателей МФК, контактных и/или бесконтактных банковских карт НПС «МИР» и других платежных систем, позволяющих осуществлять безналичные расчёты за проезд и провоз багажа в Общественном транспорте. Кроме того, согласно Договору оказания услуг, в обязанности Инвестора входит организация заключения Перевозчиком Договора эквайринга по форме, согласованной с выбранной Инвестором кредитной организацией.
В соответствии с указанными документами, Инвестор выбрал в качестве банка-эквайера РНКБ Банк (ПАО) и заключил с ним Соглашение о сотрудничестве за № 01 от 20.01.2020. Таким образом, большая часть процессов по установке и обеспечению работы АСОП централизована и налажена. Кроме того, РНКБ Банк (ПАО) предоставляет Оборудование, которое соответствует Техническому заданию Совета Министров РК, а также обеспечивает техническую поддержку, что при выборе другого банка-эквайера будет затруднено.
По вопросу предоставления доступа к открытому счету – никто не имеет доступа к открытому в банке счету кроме лица, открывшего этот счет и имеющего данные для доступа к нему. Подробности можно узнать у специалистов Банка. Списание средств со счета при поступлении средств на счет Перевозчика производится автоматически. Ежемесячно Вам будет направляться Акт об оказании услуг Инвестором за прошедший период, в котором будет точно отражено, какая сумма выставлена для оплаты и как она была рассчитана.
Оборудование АСОП не является самостоятельным контрольно-кассовым терминалом, но благодаря техническим решениям самого терминала Azur и системы АСОП в целом, Перевозчик получает возможность организовать качественную передачу фискальных данных, а также применить облачный сервис онлайн-фискализации. Поскольку фискализация данных является обязанностью Перевозчика, именно он обязан организовать процесс передачи данных в налоговый орган (самостоятельно или с помощью брокеров/Операторов фискальных данных).
По состоянию на сентябрь 2021 года, с АСОП интегрированы 4 сервиса онлайн-фискализации, за контактными данными которых Перевозчик может обратиться к Инвестору.
Работа на линии
Банк РНКБ является участником Инвестиционного договора, при этом не ограничивает возможности оплачивать проезд картами других российских банков. Валидаторы в салоне транспортного средства поддерживают бесконтактные карты на базе МИР, Visa, Mastercard, выданные банками Российской Федерации. Также, пассажир имеет возможность оплатить проезд любой другой контактной картой российских банков у водителя (которая вставляется терминал водителя) или доступной на платформе Android технологии Mir Pay – функции бесконтактной оплаты с помощью мобильного телефона. Кроме того, остается возможность оплатить проезд наличными у водителя.
Да, останется, оплатить проезд наличными можно у водителя. Данные по количеству поездок вносятся на терминале водителем в течение смены. Стоит отметить, что по опыту работы АСОП других регионов, доля оплаты проезда с помощью АСОП в городах-миллионниках – свыше 80 %. По состоянию на апрель 2021, доля оплат наличным по отношению к оплатам банковскими картами и регистрациям льготного проезда уверенно держится на 17-18 %, для сравнения – в период марта и даже ноября 2020 года эта цифра составляла 44-48 %
Техническим заданием на выполнение работ по созданию, вводу в эксплуатацию и обеспечению функционирования АСОП предусмотрено два сценария оплаты проезда в зависимости от тарифа, установленного на конкретном маршруте – зональный и фиксированный. Для фиксированного тарифа оплата проезда осуществляется с помощью валидаторов в салоне транспортного средства (далее – ТС), либо через терминал у водителя. Для зонального тарифа (на данном этапе внедрения) оплата может осуществляться только через терминал водителя, поскольку только терминал оснащен возможностью фиксировать зону посадки и высадки пассажиров. Благодаря функции фиксации зоны посадки и высадки пассажира, водитель освобождается от необходимости считать стоимость проезда вручную – система самостоятельно подсчитывает стоимость проезда для конкретной поездки.
Пассажир имеет возможность оплатить проезд банковской картой у водителя, который отметит начальную и конечную точку поездки. После выбора точек посадки и высадки к терминалу водителя прикладывается банковская карта, а за проезд списывается указанная на экране сумма, которую терминал просчитал в соответствии с тарифной сеткой.
В случае необходимости водитель может отследить, зафиксирован/оплачен ли проезд только что вошедшего пассажира. При осуществлении оплаты проезда или фиксации льготного проезда с помощью валидаторов, расположенных на поручнях, информация передается на головное устройство (терминала водителя), на котором отображается факт проведенных операций в верхней трети экрана справа (счётчик).
Для осуществления работы водителей и контролеров подготовлено специальное устройство и особое программное обеспечение к нему. Обучение работе с устройством на себя берет Оператор.
Оплата наличным осуществляется с помощью терминала только у водителя, и в этом случае устройство распечатывает билет. При осуществлении оплаты проезда или фиксации льготного проезда с помощью валидаторов, расположенных на поручнях, информация передается на головное устройство (терминала водителя), на котором отображается количество проведенных операций. Электронный чек формируется и направляется в Личный кабинет пассажира. Также, с начала 2021 пассажиры получили возможность получить кассовый чек с помощью QR-кода, отображаемого несколько секунд после прикладывания карты.
АСОП позволяет осуществлять смену маршрута следования на любой доступный этому перевозчику в течение дня. Для реализации этого в АСОП предусматривается занесение всех доступных конкретному перевозчику маршрутов в базу данных. Перед началом работы водитель выбирает нужный маршрут на терминале из списка доступных, тариф на поездку автоматически загружается (либо точки посадки-высадки в случае зонального тарифа).
Стоп-лист – это информация, содержащая данные о невозможности осуществить поездку конкретному пассажиру по ряду причин: задолженность на карте, различные нарушения финансового характера, снятие льготы с пассажира и др. Оплата картой в таком случае становится невозможной. Информация регулярно обновляется и поступает на терминалы всех водителей непосредственно через АСОП.
Существует несколько причин попадания карты в стоп-лист (см.выше), самая распространенная - из-за недостаточного количества средств. В таком случае необходимо пополнить карту для списания задолженности по поездке, и к следующему дню карта будет исключена из стоп-листа автоматически.
Во всех остальных случаях необходимо обратиться в службу поддержки клиентов банка по номеру 8 (800) 600-30-82, где оператор поможет разобраться в причинах попадания карты в стоп-лист и предложит варианты решения проблемы.
Главное условие для успешной оплаты проезда – наличие средств на банковской карте пассажира. Бесконтактная банковская карта пополняется всеми доступными и привычными Вам способами. Если банковская карта не принимается для оплаты проезда, даже если ей пользовались ранее, это может быть по следующим причинам:
• Карта находится в стоп-листе. Решение – необходимо внести средства на карту для погашения задолженности.
• Ошибка чтения карты/карта повреждена. Решение – обратиться в банк для перевыпуска карты.
Также валидатор не может считать или обработать информацию с карты по следующим причинам:
• карту слишком быстро забрали или отвели от платежного терминала;
• имеются механические повреждения карты;
• приложено несколько карт одновременно;
• истек срок действия карты.
Необходимо попробовать еще раз провести оплату, или же оплатить проезд у водителя другой картой или наличными. После обнаружения подобной ошибки необходимо обратиться в отделение банка и выяснить причину ошибки.
Возможны ситуации, когда к валидатору прикладывается банковская карта с недостаточным количеством средств на балансе. При обработке такой операции система автоматически вносит карту в «стоп-лист». До момента оплаты возникшей задолженности держатель карты не сможет оплатить проезд данной картой при следующих поездках.
Для погашения оплаты задолженности необходимо пополнить счет карты. Задолженность спишется с карты в течение суток, после чего карта автоматически будет исключена из «стоп-листа».
Есть также иные случаи, когда карта может попасть в «стоп-лист»: повреждение карты; блокировка карты (по утере, неправильному вводу PIN-кода; сумма оплаты проезда превысила расходный лимит по карте и др.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (редакция от 21.02.2020) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», пассажир при входе должен зафиксировать факт оплаты проезда, который впоследствии проверяется контролером. При оплате на выходе любой пассажир является на протяжении поездки безбилетным.
Доступ в Личный кабинет, а также инструкции по работе с АСОП и другие обучающие материалы перевозчику предоставляются после завершения монтажа оборудования и далее по мере обновления этих инструкций.
Приложения для работы оборудования АСОП подготовлены специально для техники АСОП, установка которого на другое оборудование невозможна, а доступ третьих лиц к нему ограничен.
Терминал водителя Azur не является переносным устройством, схема его установки подразумевает стационарное размещение; кроме того, необходимо соблюдение процедуры перерегистрации нового терминала в системе АСОП, ввода информации по маршрутам, подключение к валидаторам в салоне и т.д. Таким образом, организовать подменный фонд, а также замену оборудования силами Перевозчика не представляется возможным. При этом замена терминала специалистами техподдержки и инженерами возможна (в случае неисправности, которая не может быть устранена без демонтажа), которые имеют в распоряжении терминалы Azur для замены.
Его можно распечатать повторно, подробные действия описаны в Инструкции по работе с АСОП.
Одновременно, поскольку полученные за смену данные сохраняются в Личном кабинете, то альтернативой повторному Z-отчету может также служить соответствующий отчёт, который можно сформировать в Личном кабинете и получить корректные данные за необходимый период времени.
Перевозчик может подать ходатайство об укомплектовании предприятия переносными терминалами вместо стационарных валидаторов и терминалов водителя, поскольку именно на перевозчика возложена обязанность приема оплаты проезда пассажиров. Кроме того, отсутствие необходимости монтажа оборудования на транспортные средства значительно ускоряет процесс начала работы Перевозчика с АСОП.
С 01.01.2021 в Республике Крым введен дифференцированный тариф: на всех маршрутах городского сообщения стоимость проезда за наличный расчет составит от 20 до 22 рублей (в зависимости от муниципального образования), а при безналичном расчете – останется на уровне 2020 года, то есть от 15 до 17 рублей. Пассажиры сразу оценили удобство и выгоду использования банковской карты в транспорте – уже к маю 2021 года доля оплат картой увеличилась на 15 %.
Что касается пополнения карты - поскольку оплата проезда осуществляется обычной банковской бесконтактной картой, пополнить её можно в отделении банка, через банковский терминал и другими привычными для Вас способами.
В случае, если валидатор в салоне перестал принимать оплату / поломался, следует для приема оплаты воспользоваться другим валидатором, или терминалом водителя. При доезде на ближайшую конечную станцию необходимо выполнить действия, указанные в Инструкции по работе с АСОП. Если с помощью действий, описанных в Инструкции, результата добиться не удалось, необходимо связаться со службой техподдержки и действовать согласно их рекомендациям.
Если из строя вышел непосредственно терминал водителя, то необходимо выполнить действия, описанные в Инструкции по работе с АСОП. Если эти действия не привели к положительному результату, необходимо связаться со службой техподдержки и действовать согласно их рекомендациям.
Льготные категории
С 01.01.2021 правом на предоставление мер социальной поддержки могут пользоваться только граждане, подавшие заявление. Происходит это согласно изменениям в Постановление Совета министров Республики Крым от 30.01.2020 №34, проезд льготных категорий граждан осуществляется с 01.01.2021 только по многофункциональной карте, которую возможно получить в любом отделении банков-участников АСОП (на сентябрь 2021 – РНКБ Банк (ПАО) и АО Генбанк).
С многофункциональной карты (МФК) считываются данные о льготах, и в базу данных вносится информация о поездке пассажира-льготника (регистрация), что впоследствии упросит подсчет количества таких пассажиров для получения компенсации за их перевозку.
Данные о льготах пассажира передаются с помощью МФК, и актуализируются через базу данных при контакте с валидатором/терминалом. Устройство АСОП распознает, какая льгота предусмотрена для конкретного пассажира. Для детей из многодетных семей также имеется возможность использования МФК: она будет выдаваться как дополнительная карта, с привязкой к родительской, ребенок использует её при фиксации проезда, а баланс и операции по карте остаются под контролем родителей.
Однако стоит помнить, что удостоверение на право получения мер социальной поддержки всегда должно быть у пассажира с собой – во время проверки права на льготный проезд, граждан должен доказать, что карта принадлежит ему и на ней есть информация о конкретной льготе, которая обозначена в удостоверении.
Многофункциональная карта жителя Республики Крым (МФК) – банковская платежная бесконтактная карта национальной платежной системы «МИР», эмитированная Банками-участниками АСОП, прошедшая соответствующую идентификацию для регистрации проезда в общественном транспорте гражданами, отнесенными к льготным категориям.
Для начала использования МФК при регистрации проезда в транспорте гражданину льготной категории нужно обратиться в орган социальной защиты, где он получил удостоверение на право пользования мерами социальной поддержки, и подать заявление установленного образца. Тогда данные о льготе смогут быть зарегистрированы в АСОП для обеспечения возможности банку-участнику назначить карту льготной.
Гражданин, заходя в салон, прикладывает свою МФК к валидатору или терминалу, и АСОП фиксирует, что осуществлен проезд по льготе (т.е. фиксирует в базе факт использования льготником своего права на бесплатный проезд). Деньги с карты льготника не списываются.
На сегодняшний день не существует ограничений по регистрации МФК льготного проезда. При этом за каждую поездку льготника из бюджета Республики Крым будет произведено возмещение стоимости проезда в пользу организации, предоставившей услуги перевозки пассажиров.
В АСОП реализовано ограничение только на регистрацию проезда в одном и том же транспортном средстве за одну поездку. Иными словами, один пассажир льготной категории в течение 30 минут может в одном транспортном средстве зафиксировать проезд только один раз (для пассажиров, имеющих право на сопровождающее лицо – дважды). Это помогает исключить использование права на льготный проезд лицами, не имеющими на это права.
Дети из числа многодетных семей будут пользоваться, как и другие категории граждан, своим правом льготного проезда на основании удостоверений ребенка из многодетной семьи и так называемой «детской карты» - бесплатной дополнительной карты к счёту родителя или опекуна, которая предназначена для совершения самостоятельных финансовых операций ребенком в возрасте от 6 до 18 лет.
Для оформления дополнительной детской карты понадобится паспорт родителя/опекуна, сведения о СНИЛС ребенка и его свидетельство о рождении (паспорт после 14 лет). Детской картой можно оплатить проезд в транспорте или учесть льготную поездку. Также можно пользоваться картой для расчётов в магазинах, торговых точках и т.д. при этом баланс карты контролирует родитель.
Карта является собственностью Банка и предоставляется в пользование держателю на условиях, определенных Правилами предоставления и использования банковских расчётных карт РНКБ Банка (ПАО), являющимися Приложением к Правилам комплексного обслуживания. В соответствии с данными Правилами, держатель карты не вправе передавать свою карту и/или ПИН-код в пользование другим лицам. Право на использование МФК должно подтверждаться удостоверением, которое водитель вправе требовать предъявить пассажира, подтвердившего льготный проезд многофункциональной картой.
Возможность ограничения количества оплат проезда по МФК на одном направлении маршрута проработана с Министерством труда и социальной защиты Республики Крым. С января 2021 года количество прикладываний ограничивается только в одном транспортном средстве в течение 30 минут – одно прикладывание (для граждан, имеющих право на сопровождающего – дважды).
За разъяснением указанного вопроса рекомендуется обратиться в органы социальной защиты Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым и уточнить о правилах предоставления льготного проезда
Право на меры социальной поддержки в виде льготного проезда предоставляется на территории Республики Крым согласно Постановления Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 № 575 «О порядке предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки на льготный проезд и Порядке возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду» и изменениям к нему.
Снятие средств с банковской карты, которая назначена льготной в установленном порядке (многофункциональной карты), невозможно. Если у пассажира-льготника списались средства с карты, необходимо проверить правильность назначения карты льготной:
а) заявление было подано в соответствующие органы социальной защиты;
б) получено СМС-сообщение о назначении карты льготной, либо же карта была назначена льготной вручную;
в) совпадает ли номер указанной карты с номером, указанным в СМС-оповещении;
г) действует ли льгота для данного пассажира на дату ошибочного списания;
д) убедиться, что меры социальной поддержки для данной категории пассажира доступны к реализации на данном типе сообщения и маршрута.
За любыми разъяснениями пассажир может обратиться по единому номеру службы поддержки пассажиров 8 (800) 600-30-82. Этот же порядок действий касается случаев, если карта льготника попала в стоп-лист. Кроме того, в ближайшем обновлении программного обеспечения будет устранено некорректное попадание МФК в стоп-лист и отображение списания средств.
То же, что и с любой другой банковской картой – заблокировать, позвонив на горячую линию вашего банка, или самостоятельно держателем карты в банковском приложении. Сделать это можно сразу, как только заметили отсутствие карты, заявка рассматривается мгновенно. В последствии, в любом удобном отделении банка клиенту выдадут новую, либо (если карта все же нашлась в кармане или сумке) разблокируют старую.
Кроме того, с осени 2020 года по банковским картам РНКБ Банк (ПАО), предназначенным для учёта льготных поездок в общественном транспорте, отключена опция бесконтактной оплаты покупок на сумму менее 1 000 рублей без ввода ПИН-кода. Обязательный ввод ПИН-кода при оплате покупок льготной картой необходим для предотвращения мошеннических операций и сохранения финансовой безопасности пассажира.
При этом возможность установить удобный для пассажира лимит сохраняется. Выбрать удобный лимит можно в отделении банка, Мобильном приложении банка или с помощью Интернет-банка.
Услуги Оператора и Инвестора
Развернутая формула расчёта вознаграждения Инвестора и Оператора представлена в п. 2.2.1 Договора оказания услуг.
Сумма вознаграждения Инвестора и Оператора, выплачиваемая Перевозчиком, составляет 4,6% от получаемой Перевозчиком платы с использованием наличного и безналичного типа расчётов, за перевозку пассажиров и провоз багажа и от суммы получаемого Перевозчиком возмещения по льготному проезду для отдельных категорий граждан. В частности, стоимость услуг Инвестора устанавливается в размере 3,5 % (включает в себя стоимость банковских услуг по Договору эквайринга), стоимость услуг Оператора – в размере 1,1 %.
Размер вознаграждения рассчитывается Инвестором за отчетный период на основании информации о размере выручки Перевозчика, полученной от оказания услуг по перевозке Пассажиров и провозу багажа, а также возмещения оказания услуг по перевозке граждан, отнесённым к льготным категориям. Информация о размере подлежащего уплате Перевозчику возмещения формируется с использованием АСОП. Для контроля правильности исчисления суммы, подлежащей уплате Перевозчику, Оператор ежемесячно предоставляет Перевозчику и Инвестору информацию за отчетный период, не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты окончания отчётного периода.
Инвестор был определен на основании конкурса, проведённого Министерством транспорта Республики Крым (в соответствии с Постановлением Совета министров РК от 19.08.2019 г. № 447). При этом, Министерством установлен размер вознаграждения за услуги, оказываемые Перевозчикам АСОП по учету наличной и безналичной оплаты стоимости услуг по перевозке пассажиров и провозу багажа, а также учёту количества льготных поездок, совершенных отдельными категориями граждан, во всех видах общественного транспорта, подключенных к АСОП и составляет 3,5 % от размера получаемой платы.
Согласно Техническому заданию на выполнение работ по созданию, вводу в эксплуатацию и обеспечению функционирования АСОП, для отдельных компонентов оборудования предусматривается плановая, обязательная замена, в соответствии с установленной периодичностью. При этом, согласно Договору оказания услуг, в случае возникновения ущерба, вызванного действиями работников Перевозчиков или третьих лиц, замена и ремонт указанного имущества осуществляется Перевозчиком за счет собственных средств.
Чем будет заниматься Единый диспетчерский центр? Будет ли он заниматься контролем движения? Есть расписание движения, водители его придерживаются, и диспетчер добавит сложностей в рутине перевозчика.
По состоянию на сентябрь 2021 указанные данные готовятся Оператором ежемесячно в течение 3 рабочих дней следующего месяца и направляются перевозчикам для подготовки отчета в органы социальной защиты по месту регистрации перевозчика для предоставления ему компенсации.
Работа с Личным кабинетом
Личный кабинет перевозчика – информационный портал, в котором можно получить информацию, поступившую с оборудования АСОП и преобразовать её в необходимый отчет. Доступ в Личный кабинет предоставляется Банком в закрытом конверте после завершения монтажа. Личный кабинет доступен круглосуточно, доступ осуществляется только по указанному в конверте логину и паролю.
Отчеты в кабинете отражают информацию о поступивших оплатах, регистрациях проезда, картах оплаты в зашифрованном виде, рейсах, открытии и закрытии смен, водителях, рейсах и другой информации, которую обрабатывает оборудование АСОП.
Формат выгрузки – Microsoft Excel. Таблица по указанным критериям выгружается сразу в файл в загрузки, что позволяет легко получать информацию в произвольных срезах с помощью сводных таблиц и фильтров Excel либо других доступных аналитических инструментов.
Для сверки размеров поступившей выручки наличными средствами использовать «Отчет по сменам». Для формирования отчета за месяц необходимо выбрать в меню Личного кабинета перевозчика кнопки «Отчеты» - «Отчет-реестр транзакций по операциям регистрации проезда», указать наименование перевозчика и необходимые даты (в блоке «время сервера»). Остальные поля рекомендуется оставлять пустыми для получения данных за выбранные дни. Доступны также отчеты за любой указанный пользователем период времени.
Например, нужно получить данные за сентябрь 2021. Необходимо указать даты 01.09.2021 и 30.09.2021. При условии, что поля после даты остаются пустыми.
Данные с терминалов выгружаются на сервер (соответственно, и отображаются в Личном кабинете) только после закрытия смены в режиме онлайн. В случае, если терминал выключился или потерял связь с сетью или сервером, данные будут сохранены на терминале до восстановления связи.
Уполномоченным лицом в предоставлении информации Перевозчику является Оператор АСОП согласно п. 2.5.1 Договора оказания услуг. За получением запрашиваемой информации рекомендуем обращаться в адрес Оператора с соответствующим письменным запросом.
Нештатные ситуации
При выявлении поломки или сбоя в работе валидатора в салоне, Пассажиры имеют возможность подойти к другому валидатору, либо оплатить/зафиксировать проезд по льготе непосредственно на терминале водителя, а также оплатить проезд наличными и получить билет.
Техобслуживание АСОП обеспечивается Инвестором и включает в себя систему дистанционного мониторинга за работой оборудования. В случае выявления неисправности в работе АСОП, водителю необходимо придерживаться правил, описанных в Инструкции по работе с АСОП. Если указанные в Инструкции действия не привели к положительному результату, следует обратиться в круглосуточную службу технической поддержки по номеру 8 (800) 250-44-85, неисправность может быть устранена в телефонном режиме. В случае, если дистанционно решить проблему не удается, технический специалист выезжает на конечную станцию и проводит диагностику и устранение неисправностей на месте, если это возможно. При невозможности оперативного устранения неисправности технический специалист согласовывает с Перевозчиком время приезда на базу автотранспортного предприятия для осуществления ремонта или замены неисправного оборудования.
Служба технической поддержки организована таким образом, чтобы обеспечить устранение неисправности или замену оборудования на базе автотранспортного предприятия в ночное время, когда транспортные средства не осуществляют выполнение перевозок по маршруту.
Ремонт или замена оборудования по гарантии производится за счет средств Инвестора, поскольку его обязанностью является предоставление исправного и готового к эксплуатации оборудования. Однако Инвестор после передачи оборудования в эксплуатацию не может нести полную ответственность за его сохранность и работоспособность, поскольку не может контролировать действия Перевозчика или третьих лиц. Согласно Договору оказания услуг, в случае возникновения ущерба, вызванного действиями работников Перевозчиков или третьих лиц, замена и ремонт указанного имущества осуществляется Перевозчиком за счёт собственных средств. В случае исключения ответственности перевозчика за ущерб, причиненный пассажирами, существуют риски намеренной порчи оборудования сотрудниками перевозчика.
1. Необходимо проверить работоспособность других систем транспортного средства и убедиться, что поломка именно в работе АСОП.
2. Предпринять действия для диагностики проблемы и устранения недостатков, согласно Инструкции по работе с АСОП (направляется перевозчику в электронном виде после завершения монтажа и по мере обновления Инструкции).
3. В случае, если проблема не разрешается с помощью п.3 – позвонить в службу технической поддержки по тел. 8 (800) 250-44-85 и оставить соответствующую заявку.
4. Определить, возможно ли продолжать работу на линии только с помощью терминала. В случае, если это невозможно – обратиться в службу технической поддержки по тел. 8 (800) 250-44-85 и оставить соответствующую заявку.
5. Действовать согласно внутренней инструкции (позвонить диспетчеру, выполнить решение по замене транспортного средства и т.д.).
Важно! Ни в коем случае нельзя вмешиваться в целостность оборудования АСОП, самостоятельно производить ремонт и действия, не описанные в Инструкции по работе с АСОП!
Кроме того, договор оказания услуг не ограничивает перевозчика в праве на монтаж дополнительных транспортных средств на случай замены.
Нештатные ситуации - ситуации, при которой технологический процесс или состояние оборудования выходит за рамки нормального функционирования (в независимости от причин возникновения) и может привести к сбоям, поломкам другого оборудования. Здесь рассматриваются все ситуации, выходящие за рамки нормальной работы АСОП.
Под организацией реагирования на нештатные ситуации подразумевается анализ ситуации, выбор способа реагирования, назначение задачи ответственной службе или лицу.
Диспетчеризация является одной из функций, предоставляемой Оператором. Данная возможность входит в стоимость вознаграждения, выплачиваемого Оператору.
В первую очередь – действовать согласно Инструкции по работе с АСОП и согласно внутренней инструкции работника транспортного предприятия.
Далее – ожидать обратного звонка службы техподдержки: на каждый пропущенный звонок в техподдержку автоматически создается заявка на обратный звонок первого освободившегося специалиста. Служба техподдержки работает круглосуточно.
Служба технической поддержки создана и функционирует в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ по созданию, вводу в эксплуатацию и обеспечению функционирования АСОП «Требования к техническому сопровождению терминального оборудования», требования которого выдвинуты Советом Министров. Телефон техподдержки 8-880-250-44-85, работает круглосуточно.
Ошибочное отображение списания с карты на Оборудовании АСОП было устранено в ноябре 2020, теперь отображение корректное. Снятие средств с банковской карты, которая назначена льготной в установленном порядке (многофункциональной карты, МФК), невозможно. Если у пассажира списались средства, необходимо проверить правильность назначения карты льготной:
а) заявление было подано в соответствующие органы социальной защиты;
б) получено СМС-сообщение о назначении карты льготной, либо же карта была назначена льготной вручную;
в) совпадает ли номер указанной карты с номером, указанным в СМС-оповещении;
г) действует ли льгота для данного пассажира на дату ошибочного списания;
д) убедиться, что меры социальной поддержки для данной категории пассажира доступны к реализации на данном типе сообщения и маршрута.
За любыми разъяснениями пассажир может обратиться по единому номеру службы поддержки пассажиров 8 (800) 600-30-82. Этот же порядок действий касается случаев, если карта льготника попала в стоп-лист.
Снятие средств с банковской карты, которая назначена льготной в установленном порядке (многофункциональной карты), невозможно. Если у пассажира списались средства, необходимо проверить правильность назначения карты льготной:
а) заявление было подано в соответствующие органы социальной защиты;
б) получено СМС-сообщение о назначении карты льготной, либо же карта была назначена льготной вручную;
в) совпадает ли номер указанной карты с номером, указанным в СМС-оповещении;
г) действует ли льгота для данного пассажира на дату ошибочного списания;
д) убедиться, что меры социальной поддержки для данной категории пассажира доступны к реализации на данном типе сообщения и маршрута.
За любыми разъяснениями пассажир может обратиться по единому номеру службы поддержки пассажиров 8 (800) 600-30-82. Этот же порядок действий касается случаев, если карта льготника попала в стоп-лист.
Техническим заданием на выполнение работ по созданию, вводу в эксплуатацию и обеспечению функционирования АСОП, в котором оплата проезда на маршрутах с зональной тарификацией предусмотрена только через ввод на терминале AZUR начального и конечного пунктов следования пассажира. Оплата проезда с помощью валидаторов в салоне транспортных средств, курсирующих по маршрутам с зональной тарификацией, находится на стадии разработки.
Вопрос относится в компетенции банка-эмитента карты пассажира. Необходимо обратиться с доказательствами списания именно в банк.
Кроме того, может возникать ситуация, когда пассажир несколько раз прикладывает карту. Это происходит, когда пассажир закрывает картой весь экран валидатора и не может увидеть сообщение об успешной оплате или отказе. Пассажиру рекомендуется прикладывать карту к нижней части экрана валидатора, чтобы убедиться в успешности операции.